Верный друг Мартин

Татьяна Пальшина, пожалуй, единственный канистерапевт не только в Омске, но и в России, у которого эта должность записана в трудовой книжке. В 10 классе она не могла определиться с профессией, поэтому профориентационные курсы посещала сразу и в меде, и в педе. Получив 2 корочки сразу, поступила в ветеринарный университет. Сейчас же учится на логопеда-дефектолога и работает в «Доме радужного детства» со своим питомцем Мартином. Бывшим отказником, ставшим настоящим героем для маленьких детей с серьёзными заболеваниями.

 

— Татьяна, откуда такие предположения, что ты единственный канистерапевт с записью в трудовой?

— Принято считать, что канистерапия – это не специальность, а всего лишь прикладной метод работы в восстановительной медицине. Профильных факультетов или институтов для освоения этого метода нет. Есть курсы. Методом владеют в основном состоявшиеся логопеды, психологи, неврологи, инструкторы АФК. Я же только учусь на логопеда, но освоила канисметодику в достаточной степени, чтобы помогать детям с тяжелыми заболеваниями. Очень сильно пригодилось и ветеринарное образование. Поэтому решилось быстро: канистерапевт!

— В «Доме радужного детства» очень много животных: пони, козы, утки, куры, шиншиллы… Но ты для занятий с детьми выбираешь именно собаку. В чём преимущество канислечения перед другими видами энималтерапии?

— Собака – это какое-то универсальное животное в отличие ото всех перечисленных! У неё очень много преимуществ. Именно поэтому и канистерапия развита в Омске, например, лучше, чем другие виды лечения животными. Известный факт, что собака гораздо легче поддаётся дрессировке, конечно, не оспорить. Мой «пух» Мартин (китайская хохлатая пуховая), с которым я работаю в тандеме, относительно ещё новичок в канистерапии, но уже знает очень много команд, касающихся упражнений с подопечными «Дома радужного детства». Особенности здоровья ребят требуют и от нас с Мартином особенной работы. Мягко подойти, не испугав ребёнка; лечь рядом и таким образом стать живой грелкой; съесть кусочек вкусняшки у самого ушка подопечного или дать ребёнку лапу, — всё это Мартин выполняет беспрекословно. Именно собаку, если она работает достаточное время в команде со своим хозяином, легко и быстро можно подстроить под конкретного ребёнка. А это главенствующий фактор: у нас очень много детей в каждом заезде, заезды сменяются ежемесячно. Дети и их диагнозы разные. Психика собаки с успехом выдерживает этот объём информации. Немаловажно и то, что настроение собаки легче всего считывется, чем у какого-либо другого животного. Они бесхитростные, откровенные, проявляют эмоции открыто, глаза видны, по хвосту можно определить настрой собаки. Кстати, агрессию, например, проще увидеть и предупредить, чем у лошади во время иппотерапии. Если говорить конкретно о Мартине, он вообще достаточно флегматичный и апатичный пёс. Немного даже трус и абсолютно лишён агрессии. Для него я вожак безоговорочный, поэтому он выполняет все мои просьбы. Он настолько подчинён мне, что я, без преувеличения, вижу его действия на несколько шагов вперёд. А ещё собака выигрывает во многом благодаря своей доступности и необременительности. Её легче содержать, чем лошадь, занятия проводить можно в тёплом помещении, а вот с той же лошадью такого уже не позволить тяжелобольному ребёнку. В Омске манежи все холодные.

— Чему можно научить тяжелобольного ребёнка в процессе занятий по канистерапии?

— Я бы сказала не «научить», а познакомить с новыми ощущениями и вызвать положительные эмоции. Когда у человека есть хороший настрой, его мозг готов воспринимать новую информацию. Это правило отлично работает и в отношении наших подопечных, не смотря на то, что нервная система и многие нейронные связи у большинства нарушены. Например, чтобы дать собаке команду, нужно сделать определённый знак рукой. А это уже огромная задача для ребёнка, у которого, допустим, спастика рук. И если, например, на массаже или на занятиях АФК через болевые ощущения нужно добиться, чтобы рука или нога заработала, то на занятиях по канистерапии есть смягчающее обстоятельство или, иначе говоря, мотивация – собака! Ребёнок для того, чтобы дать команду рукой, уже не акцентирует своё внимание на боли. Он старается сделать знак. Получается, что ненавязчиво отрабатываем заложенное часом ранее. Собака реагирует на ребёнка. Тот, в свою очередь, радуется достигнутому! Я разработала несколько занятий, для выполнения которых нужно соблюдать схему. Называются «Лаваш» и «Шаурма». Не смейтесь, очень полезно в нашем случае! Мы сворачиваем с ребёнком в коврик кусочки всяких вкусняшек для Мартина. Строго по схеме! Например, яблоко-сыр-сыр-сыр-яблоко. Во-первых, здесь мелкая моторика: нужно удержать крошки. Во-вторых, внимание: нельзя нарушить схему. В-третьих, ребёнок чувствует свою важность. Он заботится и, тем самым, удовлетворяет одну из главных и очень сильных потребностей быть нужным. Эффект потрясающий. Есть дети, которые в повторных заездах уже могут бросить корм Мартину на приличное расстояние. Конечно, невозможно приписать результаты ребят только канистерапии. Нельзя забывать о важности именно комплексной реабилитации и абилитации.

— Получается, что Мартина можно уже по праву считать членом команды «Дома радужного детства»…

— Да! Это точно! С одной стороны — специалист, с другой – живой обучающий материал. Хотя Мартин не всё умеет. Он, например, не берёт ничего в рот, кроме еды. Поэтому игры на перетягивание мяча, к сожалению, не можем практиковать. Но зато он очень терпелив, когда дети с гиперкинезами могут случайно схватить его за шерсть. Да, Мартину больно, он скулит. И я понимаю, что нужно продумывать, как избегать такие ситуации, чтобы дети сами не напугались. Чтобы собака не отказалась работать. Пока немного помогает лайфхак: даю в руки ребёнку щётку. А вообще трогать, играть, обнимать собаку – это тоже элементы занятий. У Мартина даже стрижка необычная. Шерсть разной длины по всему телу. Потому что «здесь лысо, а здесь длинная шубка» — это уже сенсорика. Холодный нос и тёплый язык, кстати, из этой же области.

— Бывает, что родители брезгливы к животным и запрещают всякое общение с ними. Как быть в этой ситуации?

— Бывает! Но когда поясняю, что Мартин не линяет, у него нет запаха, собака проходит регулярный осмотр, обрабатывается от гельминтов, клещей и блох, ещё ей ставят прививки, то становится легче. Я, конечно, понимаю всю озабоченность: здоровье наших подопечных и без того подорвано сильно. Но чаще всего беспокойство родителей связано с недоверием к миру в целом. Я обязательно прошу их быть на занятии. Так вместе прорабатываем попутно и страхи, которые чаще всего проецируются на детей.

Поддержать детский хоспис «Дом радужного детства» можно разными способами. Например, отправить СМС на номер 3434 со словом «Радуга» и суммой пожертвования (например, Радуга 100) или зайдя в специальный раздел на сайте благотворительной организации.

 

 

Питание вне закона: как добиться от государства бесплатного питания для ребенка-инвалида

Перечень продуктов питания для детей с инвалидностью на этот год был утвержден правительством Российской Федерации в октябре 2018 года. В этот список вошло 75 продуктов для лечебного диетического питания.

Подробнее 25 февраля 2019 года

Когда Новый год – повод для скорби…

Их нельзя исцелить, но можно облегчить им жизнь и жизнь их мам, пап, бабушек и дедушек

Подробнее 10 января 2019 года

СМИ: Государственная дума приняла во втором чтении законопроект о паллиативной помощи

Госдума на пленарном заседании во вторник приняла законопроект о паллиативной медицинской помощи во втором чтении

Подробнее 20 февраля 2019 года