Верный друг Мартин

Татьяна Пальшина, пожалуй, единственный канистерапевт не только в Омске, но и в России, у которого эта должность записана в трудовой книжке. В 10 классе она не могла определиться с профессией, поэтому профориентационные курсы посещала сразу и в меде, и в педе. Получив 2 корочки сразу, поступила в ветеринарный университет. Сейчас же учится на логопеда-дефектолога и работает в «Доме радужного детства» со своим питомцем Мартином. Бывшим отказником, ставшим настоящим героем для маленьких детей с серьёзными заболеваниями.

 

— Татьяна, откуда такие предположения, что ты единственный канистерапевт с записью в трудовой?

— Принято считать, что канистерапия – это не специальность, а всего лишь прикладной метод работы в восстановительной медицине. Профильных факультетов или институтов для освоения этого метода нет. Есть курсы. Методом владеют в основном состоявшиеся логопеды, психологи, неврологи, инструкторы АФК. Я же только учусь на логопеда, но освоила канисметодику в достаточной степени, чтобы помогать детям с тяжелыми заболеваниями. Очень сильно пригодилось и ветеринарное образование. Поэтому решилось быстро: канистерапевт!

— В «Доме радужного детства» очень много животных: пони, козы, утки, куры, шиншиллы… Но ты для занятий с детьми выбираешь именно собаку. В чём преимущество канислечения перед другими видами энималтерапии?

— Собака – это какое-то универсальное животное в отличие ото всех перечисленных! У неё очень много преимуществ. Именно поэтому и канистерапия развита в Омске, например, лучше, чем другие виды лечения животными. Известный факт, что собака гораздо легче поддаётся дрессировке, конечно, не оспорить. Мой «пух» Мартин (китайская хохлатая пуховая), с которым я работаю в тандеме, относительно ещё новичок в канистерапии, но уже знает очень много команд, касающихся упражнений с подопечными «Дома радужного детства». Особенности здоровья ребят требуют и от нас с Мартином особенной работы. Мягко подойти, не испугав ребёнка; лечь рядом и таким образом стать живой грелкой; съесть кусочек вкусняшки у самого ушка подопечного или дать ребёнку лапу, — всё это Мартин выполняет беспрекословно. Именно собаку, если она работает достаточное время в команде со своим хозяином, легко и быстро можно подстроить под конкретного ребёнка. А это главенствующий фактор: у нас очень много детей в каждом заезде, заезды сменяются ежемесячно. Дети и их диагнозы разные. Психика собаки с успехом выдерживает этот объём информации. Немаловажно и то, что настроение собаки легче всего считывется, чем у какого-либо другого животного. Они бесхитростные, откровенные, проявляют эмоции открыто, глаза видны, по хвосту можно определить настрой собаки. Кстати, агрессию, например, проще увидеть и предупредить, чем у лошади во время иппотерапии. Если говорить конкретно о Мартине, он вообще достаточно флегматичный и апатичный пёс. Немного даже трус и абсолютно лишён агрессии. Для него я вожак безоговорочный, поэтому он выполняет все мои просьбы. Он настолько подчинён мне, что я, без преувеличения, вижу его действия на несколько шагов вперёд. А ещё собака выигрывает во многом благодаря своей доступности и необременительности. Её легче содержать, чем лошадь, занятия проводить можно в тёплом помещении, а вот с той же лошадью такого уже не позволить тяжелобольному ребёнку. В Омске манежи все холодные.

— Чему можно научить тяжелобольного ребёнка в процессе занятий по канистерапии?

— Я бы сказала не «научить», а познакомить с новыми ощущениями и вызвать положительные эмоции. Когда у человека есть хороший настрой, его мозг готов воспринимать новую информацию. Это правило отлично работает и в отношении наших подопечных, не смотря на то, что нервная система и многие нейронные связи у большинства нарушены. Например, чтобы дать собаке команду, нужно сделать определённый знак рукой. А это уже огромная задача для ребёнка, у которого, допустим, спастика рук. И если, например, на массаже или на занятиях АФК через болевые ощущения нужно добиться, чтобы рука или нога заработала, то на занятиях по канистерапии есть смягчающее обстоятельство или, иначе говоря, мотивация – собака! Ребёнок для того, чтобы дать команду рукой, уже не акцентирует своё внимание на боли. Он старается сделать знак. Получается, что ненавязчиво отрабатываем заложенное часом ранее. Собака реагирует на ребёнка. Тот, в свою очередь, радуется достигнутому! Я разработала несколько занятий, для выполнения которых нужно соблюдать схему. Называются «Лаваш» и «Шаурма». Не смейтесь, очень полезно в нашем случае! Мы сворачиваем с ребёнком в коврик кусочки всяких вкусняшек для Мартина. Строго по схеме! Например, яблоко-сыр-сыр-сыр-яблоко. Во-первых, здесь мелкая моторика: нужно удержать крошки. Во-вторых, внимание: нельзя нарушить схему. В-третьих, ребёнок чувствует свою важность. Он заботится и, тем самым, удовлетворяет одну из главных и очень сильных потребностей быть нужным. Эффект потрясающий. Есть дети, которые в повторных заездах уже могут бросить корм Мартину на приличное расстояние. Конечно, невозможно приписать результаты ребят только канистерапии. Нельзя забывать о важности именно комплексной реабилитации и абилитации.

— Получается, что Мартина можно уже по праву считать членом команды «Дома радужного детства»…

— Да! Это точно! С одной стороны — специалист, с другой – живой обучающий материал. Хотя Мартин не всё умеет. Он, например, не берёт ничего в рот, кроме еды. Поэтому игры на перетягивание мяча, к сожалению, не можем практиковать. Но зато он очень терпелив, когда дети с гиперкинезами могут случайно схватить его за шерсть. Да, Мартину больно, он скулит. И я понимаю, что нужно продумывать, как избегать такие ситуации, чтобы дети сами не напугались. Чтобы собака не отказалась работать. Пока немного помогает лайфхак: даю в руки ребёнку щётку. А вообще трогать, играть, обнимать собаку – это тоже элементы занятий. У Мартина даже стрижка необычная. Шерсть разной длины по всему телу. Потому что «здесь лысо, а здесь длинная шубка» — это уже сенсорика. Холодный нос и тёплый язык, кстати, из этой же области.

— Бывает, что родители брезгливы к животным и запрещают всякое общение с ними. Как быть в этой ситуации?

— Бывает! Но когда поясняю, что Мартин не линяет, у него нет запаха, собака проходит регулярный осмотр, обрабатывается от гельминтов, клещей и блох, ещё ей ставят прививки, то становится легче. Я, конечно, понимаю всю озабоченность: здоровье наших подопечных и без того подорвано сильно. Но чаще всего беспокойство родителей связано с недоверием к миру в целом. Я обязательно прошу их быть на занятии. Так вместе прорабатываем попутно и страхи, которые чаще всего проецируются на детей.

Поддержать детский хоспис «Дом радужного детства» можно разными способами. Например, отправить СМС на номер 3434 со словом «Радуга» и суммой пожертвования (например, Радуга 100) или зайдя в специальный раздел на сайте благотворительной организации.

 

 

На грани жизни и смерти под бой курантов

Когда раздался телефонный звонок. На проводе была Светалана Перевалушко. Срывающимся голосом она звала на помощь. Сын на грани смерти…

Подробнее 14 января 2019 года

Счастье покупается за дешево

Малыми силами — десять, двадцать, сто рублей — мы прокладываем для детей путь в будущее. Несколько слов о том, чего удалось добиться индивидуальной терапией в «Доме Радужного Детства» — с вашей помощью

Подробнее 04 февраля 2020 года

Заплыв на Горном Алтае: чудо стойкости ради детей

Омский профессиональный пловец Антон Московенко покорил алтайские высокогорные водоемы ради помощи благотворительному центру для детей «Радуга».

Подробнее 09 августа 2022 года
Подписаться на рассылку