Монтессори-терапия: помоги мне это сделать самому

Мы с большим нетерпение ожидаем того времени, когда «Дом радужного детства» откроет свои двери и снова наполнится детскими голосами. И чтобы скрасить ожидание, мы решили немного рассказать вам об уникальных специалистах, работающих в нашем центре, и методиках, помогающих улучшить состояние здоровья детей.

Одна из важнейших задач нашего центра это интеграция больного ребёнка в социум, его социальная адаптация. Значительную роль в ее реализации играет, используемая в хосписе Монтессори-терапия.

Уникальность Монтессори-терапии, как и метода Монтессори заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию, к укреплению связи со своим внутренним учителем. Обращение ребенка ко взрослому: «Помоги мне это сделать самому!» ` является символом педагогики Марии Монтессори.

Что же такое Монтессори-терапия и зачем она нужна? 

Монтессоритерапия обеспечивает, как терапевтические, так и интеграционные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и призвана помочь им не просто присутствовать и получать помощь в специализированных образовательных и медицинских учреждениях, а реально включаться в жизнь общества.

Интеграция ребенка в социум достигается через развитие социального взаимодействия, навыков самообслуживания, организации своей деятельности, обретении уверенности в своих силах. Родители, видя успехи своего ребенка, наполняются уверенностью, решительностью, некоторые перестают стесняться, а главное, учатся помогать ребенку делать все, что ему по силам, самостоятельно.

Мировой опыт показал, что Монтессори терапию можно считать наиболее эффективной методикой в данном контексте, поскольку она ориентирована на максимальное раскрытие потенциальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе Монтессори-терапии ребенок учится самостоятельно с помощью специальных Монтессори-материалов, в которых заложена возможность самоконтроля – когда ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Это свойство материалов становится чрезвычайно важным в работе с «особенным» ребенком, поскольку ребенка – инвалида нередко считают недееспособным в принципе, делая за него, в том числе и то, с чем он справился бы сам, что существенно тормозит его развитие, гасит его жизненную силу, а принятие медицинской помощи лишает стимулов. Если, у ребенка не получилось что-то сделать в реальной практической жизни, например, снять курточку, аккуратно налить из кувшина воду, элементы в работе с Монтессори материалом и т.п., это может его стимулировать проплыть, сделать дополнительные шаги на занятиях в бассейне, лфк и др. Он сам захочет.

Монтессори-материал – это развивающие и автодидактические пособия для детей, четко структурированные и логично выстроенные. Их отличие от разных «полезных игрушек» состоит в том, что в комплексе они образуют целостную среду, которая охватывает все сферы развития и начального образования. Функции Монтессори-материала в среде не повторяются и не дублируются, здесь нет ничего случайного и лишнего, что является чрезвычайно важным в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Каждый материал является ключом к познанию мира. Он является эталоном, который потом ребенок переносит в окружающий мир. В Монтессори-материалах не может быть слона розового цвета или бабочки и слона одного размера. Правильные пропорции, правильные цвета – эталон, который ребенок берет за основу. Нужно дать правильные образцы.

Этот принцип / подход распространяется так же и на внутреннюю отделку помещения для Монтессори среды: светлые тона, правдоподобные аксессуары и элементы декора (если цветы, картины, фрагментарная роспись на стенах – натуралистичные, не забирающие на себя много внимания, материалы для отделки пола, стен, потолка желательно применять натуральные).

Еще о материалах Монтессори в контексте пользы для детей с ОВЗ

Одной из главных характеристик развивающего материала является его ориентированность на упражнение моторики и сенсорики, что является базой эмоциональных, когнитивных, языковых и социальных процессов.

Сенсорный материал, заключающий в себе принцип изоляции сенсорных раздражителей и уровней сложности и предоставляющий неограниченные возможности в повторении упражнений, способствует компенсации и выравниванию функциональных нарушений в психомоторной области. Соответствующие упражнения на развитие точности, дифференциации, скорости процессов восприятия в тактильной, кинестетической, аудиальной, визуальной и других сферах стимулируют когнитивное развитие ребенка с ограниченными возможностями, протекающее в индивидуальном темпе.

 

По этому же принципу обустроены и помещения для проведения Монтессори-терапии. В оформлении присутствуют светлые натуральные тона, правдоподобные элементы декора, которые не отвлекают внимания. Они удобны для детского восприятия пространства и подчеркивают такие изъяны как царапины, брызги, потертости и т.п., чтобы ребенок с легкостью мог их заметить и скорректировать.

Ребятишки, уже прошедшие курс абилитации в «Доме радужного детства», хорошо знают нашего опытного педагога Монтессори-терапии Аню. Благодаря их совместным занятиям и семинарам для родителей детки стали более самостоятельными уверенными в себе.

Помогите нам продолжить занятия и в этом году, переведите сумму пожертвования через СМС на номер 3434 со словом РАДУГА | например, РАДУГА 300.

Неметафорически встать на ноги

— Это детская подростковая болезнь.

— То есть, когда он вырастет, он станет здоровым?

— Нет. Вы не поняли. Это детская подростковая болезнь. То есть ваш сын не доживет до взрослой жизни.

Подробнее 03 декабря 2019 года

«Радуга» вручила гуманитарную помощь тяжелобольным детям Калачинска

На помощь детям, несмотря на погоду и расстояние…

Подробнее 20 сентября 2019 года

Память в обувной коробке

Волонтеры из Финляндии приехали в детский хоспис в Омск вместо свадебного путешествия по Европе

Подробнее 10 декабря 2019 года