Монтессори-терапия: помоги мне это сделать самому

Мы с большим нетерпение ожидаем того времени, когда «Дом радужного детства» откроет свои двери и снова наполнится детскими голосами. И чтобы скрасить ожидание, мы решили немного рассказать вам об уникальных специалистах, работающих в нашем центре, и методиках, помогающих улучшить состояние здоровья детей.

Одна из важнейших задач нашего центра это интеграция больного ребёнка в социум, его социальная адаптация. Значительную роль в ее реализации играет, используемая в хосписе Монтессори-терапия.

Уникальность Монтессори-терапии, как и метода Монтессори заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию, к укреплению связи со своим внутренним учителем. Обращение ребенка ко взрослому: «Помоги мне это сделать самому!» ` является символом педагогики Марии Монтессори.

Что же такое Монтессори-терапия и зачем она нужна? 

Монтессоритерапия обеспечивает, как терапевтические, так и интеграционные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и призвана помочь им не просто присутствовать и получать помощь в специализированных образовательных и медицинских учреждениях, а реально включаться в жизнь общества.

Интеграция ребенка в социум достигается через развитие социального взаимодействия, навыков самообслуживания, организации своей деятельности, обретении уверенности в своих силах. Родители, видя успехи своего ребенка, наполняются уверенностью, решительностью, некоторые перестают стесняться, а главное, учатся помогать ребенку делать все, что ему по силам, самостоятельно.

Мировой опыт показал, что Монтессори терапию можно считать наиболее эффективной методикой в данном контексте, поскольку она ориентирована на максимальное раскрытие потенциальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе Монтессори-терапии ребенок учится самостоятельно с помощью специальных Монтессори-материалов, в которых заложена возможность самоконтроля – когда ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Это свойство материалов становится чрезвычайно важным в работе с «особенным» ребенком, поскольку ребенка – инвалида нередко считают недееспособным в принципе, делая за него, в том числе и то, с чем он справился бы сам, что существенно тормозит его развитие, гасит его жизненную силу, а принятие медицинской помощи лишает стимулов. Если, у ребенка не получилось что-то сделать в реальной практической жизни, например, снять курточку, аккуратно налить из кувшина воду, элементы в работе с Монтессори материалом и т.п., это может его стимулировать проплыть, сделать дополнительные шаги на занятиях в бассейне, лфк и др. Он сам захочет.

Монтессори-материал – это развивающие и автодидактические пособия для детей, четко структурированные и логично выстроенные. Их отличие от разных «полезных игрушек» состоит в том, что в комплексе они образуют целостную среду, которая охватывает все сферы развития и начального образования. Функции Монтессори-материала в среде не повторяются и не дублируются, здесь нет ничего случайного и лишнего, что является чрезвычайно важным в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Каждый материал является ключом к познанию мира. Он является эталоном, который потом ребенок переносит в окружающий мир. В Монтессори-материалах не может быть слона розового цвета или бабочки и слона одного размера. Правильные пропорции, правильные цвета – эталон, который ребенок берет за основу. Нужно дать правильные образцы.

Этот принцип / подход распространяется так же и на внутреннюю отделку помещения для Монтессори среды: светлые тона, правдоподобные аксессуары и элементы декора (если цветы, картины, фрагментарная роспись на стенах – натуралистичные, не забирающие на себя много внимания, материалы для отделки пола, стен, потолка желательно применять натуральные).

Еще о материалах Монтессори в контексте пользы для детей с ОВЗ

Одной из главных характеристик развивающего материала является его ориентированность на упражнение моторики и сенсорики, что является базой эмоциональных, когнитивных, языковых и социальных процессов.

Сенсорный материал, заключающий в себе принцип изоляции сенсорных раздражителей и уровней сложности и предоставляющий неограниченные возможности в повторении упражнений, способствует компенсации и выравниванию функциональных нарушений в психомоторной области. Соответствующие упражнения на развитие точности, дифференциации, скорости процессов восприятия в тактильной, кинестетической, аудиальной, визуальной и других сферах стимулируют когнитивное развитие ребенка с ограниченными возможностями, протекающее в индивидуальном темпе.

 

По этому же принципу обустроены и помещения для проведения Монтессори-терапии. В оформлении присутствуют светлые натуральные тона, правдоподобные элементы декора, которые не отвлекают внимания. Они удобны для детского восприятия пространства и подчеркивают такие изъяны как царапины, брызги, потертости и т.п., чтобы ребенок с легкостью мог их заметить и скорректировать.

Ребятишки, уже прошедшие курс абилитации в «Доме радужного детства», хорошо знают нашего опытного педагога Монтессори-терапии Аню. Благодаря их совместным занятиям и семинарам для родителей детки стали более самостоятельными уверенными в себе.

Помогите нам продолжить занятия и в этом году, переведите сумму пожертвования через СМС на номер 3434 со словом РАДУГА | например, РАДУГА 300.

Осложнения от зондового питания: профилактика

Чтобы не было тошноты, боли и проблем с пищеварением

Подробнее 13 марта 2020 года

Сегодня Международный день редких заболеваний

В последний день февраля во всем мире считается Международным днем редких (орфанных) заболеваний. Термин «орфанные болезни» используется с 1983 года, когда в США был принят закон, утвердивший статус более 1600 редких заболеваний и нескольких сотен препаратов, использующихся для их лечения.

Подробнее 28 февраля 2019 года

«Радуга» делает то, с чем государство не справляется

В России озаботились помощью паллиативным больным только с октября 2018 года

Подробнее 03 января 2019 года